Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Организации работы во внеурочное время с детьми с ОВЗ. Сергунина Е. В.

Презентация (PPT)

Выступление к презентации (DOC)

 

«Особенности организации работы во внеурочное время с обучающимися, имеющими ограниченные возможности здоровья»

Одним из ведущих направлений психолого-педагогического сопровождения Великосельской школы является работа с классами коррекционно-развивающего обучения.

У нас обучается 27 детей, с ограниченными возможностями здоровья и 1 –ребенок-инвалид из общеобразовательного класса. Из них, 13 человек имеют нарушения или недостатки развития устной и письменной речи.

В данных классах педагоги осуществляют свою деятельность согласно организационно-педагогическим условиям обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии:

  • щадящий режим;
  • меньшая наполняемость классов;
  • соответствие темпов учебной работы возможностям познавательной деятельности;
  • разработка специальных образовательных программ.

Целью работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеющих отклонения в развитии, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения детьми образования и развития личности в целом.

Работа построена следующим образом:

  1. Занятия с психологом построены в соответствии с поставленным диагнозом психолого-медико-педагогической комиссии. В основном занятия направлены на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.В результате первоначальной диагностики сформированность познавательных процессов у детей определилась в нижних границах возрастной нормы. Полученные данные дали основание для коррекции психических процессов. Задания, предлагаемые детям, вызывали страх, отрицательную реакцию и, в некоторых случаях отказ от деятельности.В процессе занятий, постепенно стал расширяться кругозор детей, они начали анализировать свою деятельность. Предусмотренная повторяемость материала давала возможность сравнивать и анализировать результаты деятельности.Периодическое переключение с одного вида деятельности на другой, активная познавательная деятельность, делали занятия более интересными.В результате проведения коррекционных занятий выявлена тенденция к положительной динамике развития. Предлагаемые детям задания перестали вызывать страх из-за неправильного выполнения. Повысилась ответственность за учебную деятельность. Данные занятия благотворно влияют на учащихся в области умственной деятельности, организуют детей, воспитывают ответственность. Появилось стремление повысить уровень обученности, хотя эта задача для них трудновыполнима. В работе по развитию эмоционально-волевой сферы включены занятия, затрагивающие темы человечности, дружбы, взаимопомощи, порядочности.Предлагаемые детям занятия и формы коррекционной работы вошли в систему и не вызывают у учащихся непринятия и отторжения, настрой на данную деятельность стал положительным.
  2. Индивидуальные и групповые занятия по основным предметам направлены на ликвидацию пробелов в знаниях учащихся.Занятия проводятся по 20 -25 минут, 2 занятия в неделю на каждого ребёнка. В зависимости от усвоения материала учащимися состав групп меняется.
  3. Развитие общеучебных умений и навыков.Цель этой работы: выведение личности ребёнка в режим саморазвития, поддерживание и стимуляция этого режима, подкрепление веры в себя.Педагоги учат учащихся:
    • работе с учебником;
    • дополнительной литературой;
    • составлению планов по рассказам, выделению главного;
    • умению слушать друг друга;
    • распределять работу при совместной деятельности.
  4. Занятия с логопедом.Т.к. ПМПК тринадцати детям были даны рекомендации по занятиям с логопедом, мы не могли оставить в стороне и это направление деятельности. Для каждой группы со сходными речевыми нарушениями разработаны программы логопедической коррекции.Цель программ: сопровождение учащихся с нарушениями письменной речи путём формирования и развития навыков учебной деятельности.Показателями данной работы стало улучшение не только плохо сформированного почерка, уменьшение ошибок при письме и чтении, а также развитие речи. Но, к сожалению, это наблюдается не у всех учащихся, примерно у 30% ребят качество письменной речи остаётся на низком уровне.
  5. Игровая деятельность.Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы.Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
  6. Прикладное творчество.Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей.Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят из классов коррекционно-развивающего обучения.Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани, то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, бисероплетение, поделки из соломы.Ребята принимают участие в мастер-классах по изготовлению льняных кукол в качестве умельцев, и сегодня вы это увидите.С детьми также занимаются: хореограф, музыкальные работники, проводятся занятия в тренажёрном зале. Одно из направлений – занятия ритмикой.Ритмика это специально организованные комплексные занятия, на которых средствами музыки и специальных физических и психокоррекционных упражнений происходит коррекция и развитие учащихся, улучшаются качественные характеристики движений, развиваются такие личностные качества, как саморегуляция и произвольность движений и поведения. Занятия по ритмике построены на сочетании музыки, движения, речи.В процессе занятий решаются следующие задачи:
    • развитие и коррекция основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;
    • развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
    • развитие способности ориентироваться в пространстве.

    Кроме того, в структуру занятия включаются:

    • творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;
    • комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
    • релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду. Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно. Мы наблюдаем уникальный процесс, когда развитие обучающихся, имеющих ограниченные возможности здоровья, идет через контакт с детьми общеобразовательных классов.

Школьная внеклассная работа включает в себя: работу классного руководителя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.

При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, и детей из образовательных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличии от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т.д., проводимые в школе, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.

В соответствии с годовым планом спортивно-оздоровительной работы на базе школы проводится много спортивных соревнований общешкольного и областного значения (футбольный турнир им. Бещева Б.П.). Все обучающиеся школы, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья принимают в них активное участие, каждый по своим способностям.

Школа организует совместный отдых и труд всех обучающихся: работа школьного лагеря в период летних каникул, сельскохозяйственный труд на пришкольном участке,

совместные поездки по городам Золотого кольца и за его пределы, причем для детей ОВЗ эти поездки полностью бесплатные.

Сейчас участие детей, имеющих ограниченные возможности здоровья в общественной жизни школы, составляет 80%.

Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе. Если в учебной деятельности и возникают трудности, то здесь могут себя проявить и доказать, что они конкурентоспособны.

Таким образом, наша школа делает всё возможное, чтобы дети классов коррекции получали достойное образование и развитие.

Сегодня мы продемонстрируем вам совместную деятельность детей из общеобразовательных классов с детьми из коррекционно-развивающих классов на интерактивной экскурсии «Весенние забавы». Мастер-классы по изготовлению оберегов также будут вести дети из разных классов.

Последнее изменение: 15 апреля 2011

Оставить комментарий

Изображения должны быть включены!