Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Методическая разработка учителя начальных классов Могилевой К.И.

МОУ Великосельская средняя  школа Гаврилов – Ямского муниципального района

Нравственное воспитание учащихся 1 класса

Методическая разработка

Могилёвой Капитолины Ивановны
учителя начальных классов

      Великое, 2015 г.

Содержание

                                                                                                                                 

                                                                                                        Стр.

Введение                                                                                       3  
Глава 1. Нравственное воспитание младших   школьников.                                                                6
             1.1. Анализ понятия «нравственное воспитание» в  психолого – педагогической литературе.                                                                    6
2. Особенности нравственного воспитания учащихся 1 класса.          10
            1.3. Роль семьи в нравственном воспитании детей.                                       18
Глава П.  Опыт работы по нравственному воспитанию учащихся   1 класса.                    24
            П. 1. Диагностика уровня нравственной воспитанности.                             24
П.2.  Формы работы с семьёй.                                                                                                 34
П. 3.  Нравственное воспитание в урочной деятельности.                          41
П. 4.  Нравственное воспитание во внеклассной работе.                               47
П.5.  Нравственное воспитание во внеурочной деятельности.                53
П.6.   Итоговая диагностика уровня нравственной воспитанности учащихся      57
Заключение                                                                                    58
Список литературы                                                                      60
Приложения                                                                                   62    
ВВЕДЕНИЕ

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о её молодёжи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана с четырьмя положениями:

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живёт и развивается, окружённый множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как  позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребёнка, на ещё только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания… Жажда денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести… — вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться». [3]

В-четвёртых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что часто дети не понимают, что стоит за такими нравственными категориями как чуткость, ответственность, доброта, сострадание и др.

Перед общеобразовательной школой в свете ФГОС ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. А это, в свою очередь, связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. В настоящее время цель начального образования заключается не в вооружении учащихся определённой суммой предметных знаний и умений, как это было до сих пор, а в воспитании его личности на основе формирования учебной деятельности. [ 5 ]

Детские души очень ранимы. Поэтому нам, преподавателям начальных классов, нужно обращаться с ними нежно и бережно.

Каждый народ из поколения в поколение передаёт свой общественный и социальный опыт, духовное богатство как наследство старшего поколения младшему. Народ всегда выступает в роли воспитателя молодого поколения, а воспитание при этом приобретает народный характер.

Но первыми воспитателями ребёнка были и остаются отец и мать. Их вклад в его развитие трудно переоценить!  «Нравственное воспитание начинается в семье. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды.

На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость. Творение человека- высшее напряжение всех духовных сил отца и матери. Дети – это счастье, созданное трудом родителей»- писал В.А.Сухомлинский. [ 16  с. 397, 399]

Проблема семейного воспитания в настоящее время очень актуальна. А опыт взаимодействия школы и семьи недостаточно исследован.

К сожалению, многие молодые родители  не совсем правильно понимают задачи семейного воспитания детей, а именно воспитание в ребёнке нравственных чувств. Они считают, что это должны делать детский сад и школа. Никогда не спрашивают, какое настроение у ребёнка, как он себя вёл, что у него на душе, что он сделал хорошего. Они не хотят изживать недостатки своего характера, чтобы не подавать дурного примера детям. Не хотят пожертвовать временем, которое проводят в необязательных разговорах по телефону,  за игрой в карты, компьютерные игры, просмотре телепередач. Ребёнок дома предоставлен сам себе.

Родители, как будто забыли, что каждый взрослый человек пришёл в свою теперешнюю жизнь по дорогам детства. И от того, какими они были, эти дороги, начало всех начал, зависит вся его дальнейшая жизнь. Ребёнок, как губка, впитывает в себя моральные устои своей семьи и понесёт их в свою взрослую жизнь. [ 2]

Сегодня перед начальной школой стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. Папам и мамам нужно помнить, что детский сад и школа – только помощники в воспитании ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно – образовательного процесса.

Цель моей работы:

Изучить влияние семьи и школы на нравственное воспитание детей.

Задачи:

— изучить теоретические исследования по проблеме нравственного воспитания

младших школьников;

— определить возможные формы работы с семьёй по повышению компетентности

родителей в вопросе нравственного воспитания детей;

— выявить уровень нравственной воспитанности учащихся 1 класса  в начале и в

конце года;

— раскрыть возможности урочной, внеурочной и внеклассной работы по вопросу

нравственного воспитания;

Глава I. Нравственное воспитание младших школьников.

I.1. Анализ понятия «нравственное воспитание» в психолого – педагогической литературе.

Среди различных сторон воспитания великий педагог К.Д.Ушинский главное место отводил воспитанию нравственности. Он писал: «…мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».  [ 9.  223]

Нравственное воспитание, по мнению Ушинского, должно развивать в ребёнке гуманность, честность и правдивость, трудолюбие, дисциплинированность и чувство ответственности, чувство собственного достоинства, сочетаемое со скромностью. Воспитание должно развить у ребёнка твёрдый характер и волю, стойкость, чувство долга.

Воспитание патриотизма, беззаветной любви к родине, занимает в системе нравственного воспитания, по мнению Ушинского, главное место. Он писал: «Любовь к родине – это наиболее сильное чувство человека, которое при общей гибели всего святого и благородного гибнет в дурном человеке последним».               [ 9.  223]

Нравственное воспитание должно развить в детях уважение и любовь к людям, искреннее, доброжелательное отношение к ним.

Учение К.Д. Ушинского в наши дни очень актуально.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.

Многих ребят отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи.

Всё это ставит общество перед необходимостью переосмыслить сущность нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Всё чаще в обществе ощущается «дефицит нравственности», одним из проявлений которого выступает утрата духовных ценностей народа, в частности отчуждение подрастающего поколения от народной культуры, его ценностей.

Нравственное воспитание на основе традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношения человека с миром: на его  этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.

Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребёнок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т.е. делает своими, принадлежащими себе способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.

В педагогическом словаре нравственное воспитание понимается также как один из самых важных видов воспитания, заключающийся в целенаправленном формировании нравственной сознательности, развитии нравственных чувств и формировании привычек и навыков нравственного поведения человека в соответствии с определённой идеологией. [ 14 ]

По мнению В.А.Сластенина, нравственность – это личная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм, регулирующие индивидуальное поведение человека. [ 15 ]

С.А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определённого набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, тем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих. [ 8 ]

Содержание нравственного воспитания упорядочено вечными ценностями и конкретными потребностями общества, которые с течением времени изменяются. Основано оно на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме содержания и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка.

В первую группу задач нравственного воспитания входят задачи формирования его механизма: представлений, нравственных чувств, нравственных привычек и норм, практики поведения.

Воспитание носит исторический характер, и его содержание меняется от ряда обстоятельств и условий: запросов общества, экономических факторов, уровня развития науки, возможностей возраста воспитуемых. Следовательно, на каждом этапе своего развития общество решает разные задачи воспитания подрастающего поколения, то есть у него разные нравственные идеалы человека.

Вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, востребуемыми сегодня качествами.

Первая группа задач носит постоянный характер, а вторая – подвижна. На её содержание оказывают влияние исторический этап, особенности возраста детей и конкретные условия жизни.

Ещё 30 лет назад задачи нравственного воспитания были сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма и интернационализма; воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться; воспитание коллективизма. В современной педагогике существенных преобразований в формулировке основных блоков не произошло. Они действительно вбирают в себя все аспекты нравственности. Но конкретное наполнение каждого блока и его значение, конечно, меняются и уточняются. Так, сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества современного человека, практически не решается задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание. Однако в нравственной структуре личности эти стороны имеют место и поэтому исключить их нельзя. [ 8]

Таким образом, нравственное воспитание – это одна из форм воспроизводства, наследования нравственности; целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества; формирование моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения.

Методическая разработка (скачать)

 

 

 

 

Последнее изменение: 14 января 2016

Обсуждение закрыто.