Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Предпрофильное обучение

С 2004 г. Великосельская средняя общеобразовательная школа является базовой площадкой лаборатории сельских школ при ЯГПУ им. К.Д. Ушинского по введению предпрофильной подготовки.

Наша школа начала работу над содержанием и методикой введения предпрофильной подготовки в основной школе с 1 января 2004 года на базе лаборатории сельской школы при ЯГПУ под руководством профессора Л.В. Байбородовой и профессора Л.Н. Серебренникова.
Представляем вариант модели предпрофильной подготовки, в основе которой лежит практико-ориентированный подход.
Наша школа имеет параллели в среднем и старшем звене, квалифицированные кадры, поэтому для организации предпрофильной подготовки мы остановили свой выбор на внутришкольной модели. Предпрофильная подготовка проводится в 8-9 классах на основе создания разновозрастных групп по интересам.
Подготовка учащихся к ситуациям выбора профиля обучения предусматривает этапы:

  • Подготовительный (7 класс) – выявление образовательного запроса учащихся;
  • Основной (период обучения в 8-9 классах) – моделирование видов образовательной деятельности, востребованных в профильной школе и принятия решений в различных образовательных ситуациях;
  • Завершающий (окончание 9 класса) – оценка готовности школьника к принятию решения о выборе профиля обучения в старшей школе.

Подготовительный этап начался в январе 2004 года.

Чтобы изучить ситуацию была проведена диагностика учащихся, анкетирование родителей и педагогов. Что позволило выяснить степень готовности учителей к проведению этой работы, интересы и направленность учащихся 7-8 классов, потребности и запросы родителей.

Следующим шагом было проведение родительских собраний в 7-8 классах с целью педагогического просвещения родителей по этому вопросу.

Был проведен педагогический совет, на котором учителя были ознакомлены с теоретическими положениями концепции профильного обучения, видением предпрофильной подготовки в школе глазами администрации, высказали собственные предложения. Для дальнейшей работы по введению предпрофильной подготовки была создана творческая группа учителей. Ее задача заключалась в том, чтобы изучив имеющийся теоретический и практический материал, попытаться создать модель предпрофильной подготовки на базе Великосельской СОШ.
К июню общая структура и содержание первого года обучения были разработаны. Составлен учебный план (на базе БУП-98), произведена разбивка часов вариативной части плана в соответствие с планируемыми курсами.

В первом полугодии проводилась ознакомительная работа с учащимися, с целью обоснованного выбора ими направления деятельности во втором полугодии и в дальнейшем профиля обучения через:

  • Информационно — профориентационные курсы;
  • Вводно-ознакомительные курсы по сферам деятельности.

Через информационно-профориентационные курсы (1 час в неделю на базе всего класса) учащиеся знакомились с разнообразием профессий, личностными качествами, необходимыми для их овладения, «Образовательной картой» региона. Они проводились одновременно на базе всего класса последним уроком одновременно во всех четырех классах (предусмотрена возможность перехода от одного направления к другому). По каждой сфере деятельности курс рассчитан на 4 часа.

Через вводно-ознакомительные курсы (2 часа в неделю на базе всего класса) проводилась реклама проектов, предлагаемых по каждому направлению, курсов по выбору, которые помогут учащимся успешно справиться с проектной деятельностью, а также проведение минипроб, позволяющих ребятам ощутить себя в той или иной роли. Они проводились 5-6 уроками в один и тот же день. По каждой сфере деятельности курс рассчитан на 8 часов.
В этом учебном году информационно — профориентационные и вводно-ознакомительные курсы проводились только в 8 классе, 9 классы в первом полугодии посещали курсы по выбору (3 часа), среди которых были предметные, межпредметные и практико-ориентированные курсы. На выбор учащихся было предоставлено 12 курсов («Школа ремонта», «Дизайн интерьера», «Компьютерная графика», «Экономика и бизнес», «Web – дизайн», «Теория вероятностей и статистика», «Учись писать грамотно» и др.). В этом году информационно-профориентационный курс был отдан 1 педагогу, т.к. мы посчитали нецелесообразным дробить этот курс между учителями, отвечающими за одну сферу деятельности. Изучив материалы опубликованных книг «Опыт программно-методического обеспечения», изменили программу информационно-профориентационного курса в соответствии с программой А.П. Чернявской и дополнили ее проведением экскурсий на близ лежащие предприятия и учебные заведения. Здесь нам оказывали помощь как родители, так и специалисты.

В предпрофильной подготовке участвовало 4 класса в 2004-2005 учебном году и 1 класс в этом учебном году. Каждый месяц первого полугодия отводится на работу класса по одному из направлений ( сфер деятельности – Ч-Ч, Ч-П, Ч-ХО, Ч-З). Пятое направление – Ч-Т – осуществлялось через предмет «Технология» по программе «Хозяин (хозяйка) сельского дома».

За каждое направление деятельности отвечал один учитель, входящий в творческую группу. К проведению курсов привлекались учителя предметники и другие специалисты в своей сфере деятельности.
В 2005-2006 учебном году вводно-ознакомительные курсы вели разные педагоги так же как и в прошлом году, но на них больше внимания уделялось активным формам работы: ребята сами подбирали материал по профессиям, готовили сообщения, проводились мини пробы (создание эскиза школьной газеты, подготовка заметок в газету, создание декораций для театра, эскизы причесок, эскизы стильной молодежной одежды, калькуляция новогоднего подарка и др.) Девятиклассники так же привлекались на занятия вводно-ознакомительных курсов для освещения некоторых вопросов.

Одновременно в первом полугодии проводилась работа по созданию «портфолио» учащихся 8-9 классов. Эту работу вели классные руководители под руководством школьного психолога.

Заканчивается первое полугодие промежуточной диагностикой с использованием тех же диагностических методик с целью выявления возможных изменений в интересах детей, которая поможет учащимся сделать выбор проекта и вида деятельности при работе над ним.

Таким образом, по окончании первого полугодия, осуществляется дифференциация всех учащихся в соответствии с их потребностью в различных вариантах предпрофильной подготовки (условно – «хочу»).
Во втором полугодии реализуется содержательная линия предпрофильной подготовки (условно – «могу»).
Этот этап состоит из двух видов деятельности: овладения новыми теоретическими знаниями и практическим применением этих знаний при работе над проектом.

Каждый учащийся 8-9 класса выбрал проект (их предложено – 10), над которым он будет работать во втором полугодии, определился с ролью в написании этого проекта и, исходя из этого, посещал курсы по выбору, чтобы получить необходимую информацию. Образовались разновозрастные группы по интересам. В процессе обучения на курсах учащиеся собирали материал для проекта, каждый в соответствии с выбранной им ролью в этом проекте.
В этом учебном году ребятам было предложено самим сформулировать темы проектов в которых они хотели бы участвовать. К концу первого полугодия было сформулировано название общего проекта «Из прошлого в будущее села Великое». Этот проект включает в себя 7 мини-проектов из разных сфер деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся прослушивают теоретический курс, связанный с темой проекта. Если учащимся требуется информация из других сфер деятельности, то они могут получить консультацию у руководителей проектов или учащихся, работающих в них.

В мае 2004-2005 уч года прошла защита проектов, по результатам которой были выставлены оценки каждому школьнику.

На заключительном этапе предпрофильной ориентации проведены:

  • диагностика «на выходе», для отслеживания результативности предпрофильной подготовки;
  • оформлены личные карты достижений;
  • составлена карта выбора профиля с выходом на индивидуальную образовательную траекторию.

Итоги проведения предпрофильной подготовки:

  • все группы получили практический результат своей работы;
  • школьники учились выбирать руководствуясь критериями «хочу», «могу», «надо»;
  • учащиеся и учителя познакомились с основами проектной деятельности;
  • научились делать компьютерные презентации;
  • ребята учились работать в разновозрастной группе, объединенной общими интересами;
  • в результате была составлена карта образовательных потребностей учащихся 8-9 классов, на основании которой в этом году формировался индивидуальный образовательный план для каждого учащегося 10 класса.

Результаты экспериментальной работы по предпрофилю

  • Создана внутришкольная модель предпрофильной подготовки в Великосельской СОШ;
  • Разработаны авторские программы вводно-ознакомительных и информационно-профориентационных курсов;
  • Адаптированы и апробированы программы курсов по выбору;
  • Созданы 10 проектов и оформлены их компьютерные презентации;
  • Получен практический результат каждого проекта;
  • Для каждого учащегося 9 класса выдана личная карта достижений и составлена индивидуальная образовательная траектория.
  • Выпущены три книги под редакцией профессора Л.В. Байбородовой и профессора Л.Н. Серебренникова с материалами Великосельской СОШ:
    • « Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт организации», «Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения»
    • «Предпрофильная подготовка: проектная деятельность учащихся»

Последнее изменение: 1 февраля 2017

Оставить комментарий

Изображения должны быть включены!