Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Эссе Пенихиной С.М. — учителя начальных классов

Эссе
учителя начальных классов МОУ «Великосельская СШ» Пенихиной Светланы Михайловны

«Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»     ( М. Горький)

Вчитываясь в слова Максима Горького, невольно задумываешься над тем: а почему же я пришла в эту профессию?
Ещё В. Г. Белинский писал: «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». То, что мы имеем на сегодняшний день – следствие наших действий в прошлом. Потому что всё в жизни основано на причинно-следственной связи. Чтобы не повторить ошибок, человек планирует свою жизнь на основе ранее усвоенного жизненного урока.
В «далёкие» 70-е годы, когда я пришла в первый класс,  меня встретила первая учительница – Виктория Михайловна. Её обаяние, умение увлечь за собой, доброжелательность, творчество так покорили меня, что я сразу решила для себя – буду учителем начальных классов! Она учила нас всегда и во всём быть успешными, формировала в нас целеустремлённость, умение бороться за свою мечту. Поэтому детская мечта привела меня по окончании школы в педагоги. Но осознание этого ко мне пришло, когда я стала учителем-профессионалом. Моим кредо на протяжении всей педагогической деятельности стали слова Виктории Михайловны: «Каждый человек должен быть успешным».
С самого начала работы учителем и до сегодняшнего дня я обучаю детей с ограниченными возможностями здоровья. А кому, как не им, важно почувствовать себя в обществе нужными и успешными.
А всё всегда начинается с малого. Наряду с обучением чтению и письму, детям важно научиться правильному общению и почувствовать себя успешным даже, казалось бы, в незначительных делах. В своём выступлении на Общероссийском родительском собрании Министр образования и науки Российской федерации Ольга Васильева справедливо отметила, что без трудолюбия, без навыков, которыми прежде всего мы обязаны семье и школе, без навыков трудиться ежечасно, ежесекундно, получать успехи от труда, мы не можем жить. Трудиться над собой, развиваться и совершенствоваться, чувствовать себя  нужным окружающим тебя людям – вот главная задача детей с ограниченными возможностями.  Ласковое слово, создание ситуации успеха на уроке и во внеурочных мероприятиях, участие в предметных неделях и олимпиадах, получение небольших призов, грамот, помещение  фотографий детей на Доске почёта в классном уголке – всё это развивает в них стремление развиваться дальше, достигать ещё больших результатов – всегда вперёд, после каждого совершённого шага к следующему. Первые достижения ребята видят при переходе из начальной школы в основную. Именно обучение и воспитание в начальной школе даёт основу для формирования полноценной личности.
Кем и каким стать в будущем? Какую профессию выбрать? Как в дальнейшем сложится его судьба? Эти и другие вечные вопросы встают перед любым ребёнком. Но наиболее сложно их разрешить ребёнку с ограниченными возможностями здоровья. И здесь ему на помощь  должен прийти учитель – его первый жизненный наставник. В зависимости от того, какое рациональное зерно он заложит в каждого ребёнка, какой толчок даст каждому на жизненном пути, такой и сложится его дальнейшая жизнь, его карьера. Будущее ребёнка – в настоящем, и если его будущее не будет успешным – в этом и часть вины педагога.
Воспитание человека, гражданина общества не может быть без воспитания патриотизма, уважения к истории, традициям нашей Родины. В первую очередь оно идёт через привитие любви к своей Малой Родине – к краю, где ты родился и вырос. «Любовь к Родине – не отвлечённое понятие, но реальная душевная сила, требующая организации, развития и культуры», – писал А. К. Толстой. Наше знакомство с историей начинается со школьного историко — этнографического музея «Светёлка» и краеведческого музея, поездок на экскурсии в города Ярославской области: Тутаев, Ростов, Мышкин, Гаврилов-Ям, занятий в студиях «Русь. Россия. Родина моя», «Бессмертный полк», где педагог организует встречи с ветеранами войны и труда, интересными людьми края. Дети на этих встречах видят воочию, как простые люди, преодолевая жизненные трудности, достигают высоких целей, становясь успешными в обществе. Для многих они становятся примером для подражания.
На кого стать похожим? На этого героя, Человека с большой буквы, или на своих родителей, бабушек или дедушек? Ведь у каждого из них в жизни были и есть свои успехи, достижения, которыми они гордятся, о которых рассказывают своим родным и близким. Может, их успехи для этого ребёнка более значимы, чем достижения чужих людей? В этом разобраться помогает педагог на уроках и внеурочных мероприятиях, посвящённых изучению их родословных корней. Ещё В.М. Песков говорил на эту тему: «Человеку надо знать свои корни. Тогда и воздух, которым он дышит, будет целебен и вкусен, и земля, на которой стоят его ноги, будет дороже, и всё, что будет выходить из его рук, будет овеяно мастерством его предшественников, красотой, накопленной в веках».
Класс: дети и их учитель – это одна дружная, счастливая семья, в которой каждый умеет сопереживать, помогать друг другу. Не решается задача – поможет сосед по парте, не получается поделка – сделаем все вместе. А праздник подготовить одному никак! И здесь все вместе, все дружно! И педагог является для учеников во всём примером, образцом, идеалом для подражания. Ведь источником его мудрости является опыт, приобретённый годами в работе  с детьми. Передача накопленного жизненного опыта от одного поколения к другому никогда не пропадала. Многие историки считают, что государственное делание — это и есть деятельный патриотизм. Сегодня мы вновь возвращаемся к преемственности, к своей традиционной системе ценностей, в основе которой лежит УСПЕШНОСТЬ.
Я горжусь тем, что некоторые мои выпускники выражают благодарность за то, что они стали успешными в своей жизни. «Как одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи», – сказал Л.Н. Толстой.

СКАЧАТЬ в формате doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Последнее изменение: 10 ноября 2016

Обсуждение закрыто.