Версия для слабовидящих

Муниципальное общеобразовательное учреждение «ВЕЛИКОСЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ГАВРИЛОВ-ЯМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА»

Описание деятельности эксперимента

Индивидуально-дифференцированное обучение старшей ступени в Великосельской СОШ.

Под руководством научных руководителей: Резвецова Д.Б. и Серебренникова Л.Н. педагогический коллектив школы создает условия реализации права выбора старшеклассниками образовательных программ с учетом индивидуальных образовательных целей.

Классы старшего звена нашей школы формируются из учащихся трех школ: нашей, Полянской и Плещеевской основных школ.

Результатам предпрофильной подготовки 2004/05 года явилось то, что учащиеся нашей школы распределились по четырем сферам деятельности: (ч-ч, ч-т, ч-зн. сист, ч-худ. образ). С ребятами из других школ проводили комплексную диагностику. Всех учащихся знакомили с моделями образовательных траекторий, предоставляя право выбора класса.Схема 1Схема 1.

Из диаграммы видно, что можно было бы организовывать три профиля, но в условиях сельской школы это сделать невозможно, поэтому возник вопрос: как обеспечить реализацию образовательных целей каждого учащегося и выполнить заказ родителей?

Прежде всего выяснили по какие предметам необходимо углубление, предполагаемые темы элективных курсов.

Сводная таблица к выбору модели и составления индивидуального плана обучения(.doc)

В 1 полугодии работая по универсальному базовому учебному плану, предоставили возможность учащимся 10-х классов через курсы либо углубить знания, умения по какому-либо предмету, либо попробовать свои способности в надпредметных областях. Каждый из них должен выбрать по 4 курса из предложенных (схема 1), которые охватывают все сферы деятельности

Сферу «человек — знаковая система» представляют курсы:

  • Грамматическая стилистика.
  • Анализ и интерпретация текста
  • Методы решения текстовых задач.
  • Экономика и бизнес.
  • Я – переводчик.
  • Решение экспериментальных задач по физике.
  • Практическая грамотность.
  • Знакомьтесь: параметр.

Сфера деятельности «человек-человек» представлена курсами:

  • Трудовое право.
  • История на рубеже 19/20 веков.
  • Практическое право.

Курсы:

  • Введение в профессиональную компьютерную графику.
  • Трактор и сельскохозяйственные машины (спецкурс, рассчитанный на 2года)
  • Школа ремонта.

Представляют сферу «человек-техника», а сфера «человек-природа» курсами:

  • Биофизика.
  • Клетка и ткани.

Сфера «человек- художественный образ» представлена курсом:

  • Графический дизайн.

В результате создались группы по 5-15 человек из разных классов.

Программы факультативов и элективных курсов учителя составляют сами или перерабатывают найденные на 2-х уровнях:

  • От базового к повышенному;
  • От повышенного к высокому.

Возникла проблема – как использовать потенциал самого подростка?

Поэтому мы вышли на составление индивидуально-дифференцированной программы обучения старшеклассников. C помощью этой программы подросток может приобрести опыт собственного проектной работы, научиться действовать в соответствии с поставленными целями, находить способы реализации своего «пространства».

Перед вами структура построения индивидуальной образовательной программы учащегося старшей ступени школы, которая составлена под руководством Резвецова Д.Б.

  1. Информационно-аналитический блок.
  2. Проблемно-ориентированный анализ.
  3. Психолого-педагогический блок.
  4. Цели и задачи.
  5. Содержательно -деятельностный блок.
  6. Блок мониторинга и коррекции.
  7. Приложения.

Я кратко изложу содержание каждого блока:

В информационно-аналитическом блоке представлены :

  • Все справочные данные об ученике, его родителях.
  • Особенности познавательного стиля ученика.
  • Данные об образовательных потребностях ученика, предполагаемый познавательный профиль.

В проблемно-ориентированном анализе отражены:

  • Проблемы, связанные с процессом и результатом обучения,
  • Проблемы, связанные с взаимодействием ученика с родителями , сверстниками, учителями.
  • Проблемы, связанные с результатуами физического, психического, духовно-нравственного развития.

В психолого – педагогическом блоке даны конкретные рекомендации педагогам, ученику, его родителям как оптимально и эффективно организовать процесс обучения, воспитания и развития конкретного ученика, исходя из особенностей сформированности его личностных сфер, познавательного стиля, доминирующей установки на вид деятельности.

  • Как конкретно отдельному ученику эффективно организовать восприятие, обработку, переработку, хранение, воспроизведение учебной и другой полезной для ученика информации;
  • Какие технологии, формы, методы, приёмы, средства наиболее оптимальны и эффективны в процессе обучения, воспитания и развития ученика, при организации самостоятельной деятельности в классе, домашних условиях, внешкольной деятельности;
  • Что необходимо сделать для успешной внутренней и внешней мотивации ученика;
  • Как помочь школьнику в преодолении его личностных проблем.

В блоке целеполагания сформулированы задачи:

  • Для педагогическому коллективу;
  • Для ученика;
  • Для родителей

В содержательно -деятельностном блоке необходимо:

Педагогическому коллективу, ученику, его родителям составить учебный план школьника на 2 года обучения по следующей схеме:

  • Базовые предметы;
  • Учебные предметы по выбору на базовом уровне;
  • Профильные общеобразовательные предметы;
  • Элективные курсы (не более 4-х часов в неделю);
  • Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность (не менее 68 часов за год обучения)
    Всего за неделю 36 часов в 10-м классе и 36часов в 11-м классе
  • Определить какими видами деятельности занят старшеклассник во второй половине дня рабочей недели: в школе, учреждениях дополнительного образования, культуры, различных курсов по схеме:

В блоке мониторинга и коррекции указаны:

  • Основные направления отслеживания успешности выполнения программ предметов и курсов;
  • Перечень возможных мер по коррекции отклонений в выполнении индивидуальной образовательной программы.

Учителя, работающие в 10 –х классах применяют различные технологии, в том числе и технологию модульного обучения. Они познакомили учащихся с требованиями по всем модулям на разных уровнях усвоения, предоставили возможность изучать программный материал самостоятельно с опережением, применяя зачетную систему.

Уровень усвоения модулей по предмету и программы курсов учитель отмечает в маршрутной карте учащегося.

Схема маршрутной книжки индивидуального обучения

Структура маршрутной книжки

  1. Общие сведения об учащемся
  2. Индивидуальное расписание
  3. Виды деятельности во второй половине дня
  4. Оценивание в маршрутной книжке
  5. Усвоение базовых предметов
  6. Усвоение факультативных курсов
  7. Усвоение элективных курсов
  8. Формирование метазнаний
  9. Данные карты приближённости к модели выпускника 3-й ступени обучения
  10. Приложения (формирование метазнаний)
  11. Приложения (требования к уровню подготовленности учащихся 10 класса по предметам входящим в учебный план).

После I-го полугодия мы провели собеседование с каждым учащимся, его родителями, классным руководителем и психологом школы, преследуя следующие задачи:

  • Уточнение будущей профессии, учебного заведения(ВУЗ, СУЗ, ПУ).
  • Знакомство с востребованностью профессии Ярославской области
  • Определения модели обучения в 11 классе.
  • Уточнение предметов, требующих углубления.
  • Уточнение предметов, необходимых для дальнейшего обучения.
  • Знакомство с уровнем возможностей и уровнем обученности по каждому предмету, с рекомендациями для успешности достижения цели.(таблица )
  • Дать рекомендации по составлению индивидуальной образовательной программы и маршрутной книжки

(образцы программы и книжки)
После собеседования подвели итоги:

  1.  
    1. Предметы, требующие углубления через факультативы: матем -15, Русск-18, История-5, География- 3 Физика -2, Английский -3, Биология -1, Изо –2, Информатика -3 диаграмма
    2. Предметы, требующие коррекции ЗУНов Матем-8, Русск-3 физика-3
    3. Количество учащихся, которые будут поступать в ВУЗы, СУЗы. (диаграмма % отношения до и после собеседования)
    4. Выбор модели обучения в 11 классе.(таблица)
Ф И. Сфера ВУЗСУЗ 10 класс 11 класс
1пол 2пол 1пол 2пол
10а          
Калябина М Человек-знаковаясистема ВУЗ 2 2 2 1
Кялли Е ВУЗ 2 1 1 1
Локалова Е СУЗ 2 2 1 1
Морозкова Л ВУЗ 2 2 2 1
Задыхина Ю ВУЗ 3 2 1 1
Афонасьев А Человек-техника СУЗ 3 2 2 2
Новожилов С СУЗ 3 3 1 3
Соколов А СУЗ 3 3 2 2
Чекаурова Е Человек-человек ВУЗ 2 1 1 1
Калябина М ВУЗ 2 2 2 1
Малкова О ВУЗ 2 2 1 1
10б          
Барабанова М Человек-человек ВУЗ 3 2 1 1
Кунатова ВУЗ 5 3 1 1
Закатова О СУЗ 5 3 3 3
Сверчкова О СУЗ 5 5 5 5
Новожилова Н СУЗ 5 3 3 3
Кунатова Ю Человек-знаковаясистема ВУЗ 3 2 1 1
Терентьева Н СУЗ 5 3 3 3
Малов Е Человек-техника СУЗ 5 3 1 1
Бойков Д ВУЗ 5 3 3 3
Благова А Человек-худ. образ СУЗ 5 3 3 3
Холопова Е ВУЗ 5 2 2 2

Мы понимаем, что одна школа не справится со всеми запросами учащихся, поэтому для продолжения самообразования учащихся во второй половине дня школа организовала обучение во «Всероссийской заочной многопредметной школе» при МГУ по системе «коллективный ученик» на математическом и филологическом отделениях, а также налаживает связь с центром «Олимп» г. Ярославля.

Учащиеся занимаются в школе искусств г. Гаврилов-Ям.

Социум

Последнее изменение: 4 декабря 2008

Оставить комментарий

Изображения должны быть включены!