Презентация (PPT)
Выступление к презентации (DOC)
В этом учебном году в Великосельской СОШ обучается 180 учащихся из них – 27 учащихся по учебному плану VII вида и 4 учащихся по учебному плану VIII вида.
Для этих учащихся в школе открыты 3 класса СКК, 2 класса – в которых обучаются дети и VII и VIII вида, 2 интегрированных класса (общеобразовательный + VII вида). Количество такой категории детей растет. Если на начало этого учебного года в начальном звене не было ни одного учащегося со справками ПМПК, то в начале второго полугодия их уже стало 6 человек. Большая часть таких детей – это воспитанники детского дома, но появляются и учащиеся, имеющие ЗПР, или легкую умственную отсталость и из семей, проживающих на территории села. Нами использовались различные виды классов, в том числе и разновозрастные. Но при работе в таких классах мы увидели больше минусов, чем плюсов. Разновозрастные классы можно создавать в малокомплектных школах если нет выбора других видов классов.
Чтобы организовать работу с этими детьми необходимо было изучить нормативно-правовую базу и разработать положения о СКК, интегрированном классе, психолого-педагогическом консилиуме, внести дополнения в должностные инструкции учителей, психолога, медсестры, курирующего администратора. Одним из важных шагов явилось обучение всех учителей школы на КПК при дефектологическом факультете ЯГПУ, которое проходило без отрыва от работы во второй половине дня или в каникулярные дни в течении 2009 года. Учителями школы собран большой материал в виде рефератов и методических разработок, которые можно использовать в работе с детьми с ЗПР и умственной отсталостью.
Для организации обучения по специальным учебным планам необходимо получить лицензию на ведение образовательной деятельности в СКК. Документы для лицензирования специальной коррекционной деятельности аналогичны тем, которые заполняют школы при лицензировании образовательной деятельности в общеобразовательных классах.
Как же организовано обучение детей с ОВЗ в нашей школе?
На ребенка, имеющего справку ПМПК с рекомендацией обучения в СКК и заявление родителей в такой класс, направляется в УО ходатайство о принятии его в СКК. Зачисляется в СКК ребенок только по приказу УО. На основании этого приказа издается приказ по образовательному учреждению о зачислении учащегося либо в СКК, либо в интегрированный класс и обучение его по специальному учебному плану. По такому ребенку собирается внеплановый психолого педагогический консилиум, который изучив документы ребенка дает рекомендации учителям, классному руководителю, родителям по работе с ним, если необходимо направляет на занятия к логопеду.
Учебный план школы составляется в соответствии с примерным учебным планом СКК VII вида. В качестве обязательных занятий по выбору мы используем курсы «Речь и общение» 6-7 класс, «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» 6 класс, «Прикладное искусство» 6-7 класс, курс «Познай себя» — 8 класс и предпрофильная подготовка 9 кл. – 2 часа, включающая вводно-ознакомительные курсы в I полугодии и проектную деятельность во II полугодии, способствующие социализации обучающихся.
В целях более успешного продвижения в общем развитии, коррекции недостатков психического развития, а также ликвидации имеющихся и предупреждении возможных пробелов в знаниях, вводятся коррекционные, групповые и индивидуальные занятия:
- В 1 и 3 классах – «Развитие речи»
- В 5 классе – «Ритмика» и «Развитие познавательной сферы учащихся»;
- В 6 классе – «Ритмика», «Развитие эмоционально-волевой сферы»;
- В 7-8 классах – «Прикладное искусство», «Развитие универсальных учебных действий»;
- В 9 классе – математика, русский язык.
Или типовым учебным планом VIII вида (1 вариант) Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.
В I-IX классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: чтение и развитие печи, письмо и развитие речи, математика, биология, история, география, изобразительное искусство, музыка и пение, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В VIII классе введено обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В V-IX классах в курсе математики изучаются элементы геометрии.
К коррекционным занятиям в (V-IX) классах относится социально-бытовая ориентировка (СБО).
Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (VI).
Часы отведенные на обязательные предметы школьного компонента и факультативные занятия, использованы на изучение этики(VI) и ОБЖ (VIII) Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более свободной ориентировки в современном обществе и быту, умение действовать в чрезвычайных ситуациях.
Для занятий по трудовому обучению обучающиеся ( IV-IX) делятся на две группы.
Летняя трудовая практика в VI классе (в течение 10 дней) в VIII классе (в течение 20 дней) у мальчиков – столярное дело, у девочек – швейное дело после окончания учебного года на базе школьных мастерских.
В начальной школе обучение ведется по специальным программам и по VII и по VIII виду, в основной школе по общеобразовательным программам (VII) и по специальным программам (VIII). Рабочие программы учителя составляют в соответствии с рекомендациями, данными Департаментом образования на электронных носителях.
Учебники для учащихся 7 вида используются чаще всего те же, что и в общеобразовательных классах. Учебники для учащихся 8 вида приобретаются школой в соответствии с федеральным перечнем учебников на данный учебный год, рекомендованных Министерством образования.
Журналы оформляются на каждый класс или группу отдельно. Например в 6 классе обучаются 3 учащихся VII вида и 2 учащихся VIII вида – это один класс-комплект, но по каждой группе ведется свой журнал (6б и 6в). В журнал вносятся все занятия, в том числе и индивидуальные и групповые.
В начале и в конце учебного года проводятся психолого-педагогические консилиумы на которых выявляются проблемы, даются рекомендации учителям, классным руководителям по коррекции и преодолению проблем, решаются вопросы с направлением на обследование к психиатру или другим специалистам, если проблема не решается внутри учреждения, подводятся итоги работы по выполнению данных рекомендаций. В течение года могут проводиться внеплановые консилиумы в случае зачисления новых учащихся, перевода в СКК по заявлению родителей учащихся прошедших ПМПК, при возникновении конфликтных ситуаций.
Учащиеся обучающиеся по учебному плану VII вида, освоившие курс основной школы сдают экзамены в традиционной форме (2 обязательных и один по выбору). Учащиеся, обучающиеся по учебному плану 8 вида, сдают один экзамен по трудовому обучению.